Глава 1. Международная торговля Международная торговля является формой связи между товаропроизводителями разных стран, возникающей на основе международного разделения труда, и выражает их взаимную экономическую зависимость. В литературе часто дается следующее определение: «Международная торговля представляет собой процесс купли и продажи, осуществляемый между покупателями, продавцами и посредниками в разных странах».[12, c. 5] Международной торговлей называется оплачиваемый совокупный товарооборот между всеми странами мира [1, с. 30]. Однако понятие «международная торговлям употребляется и в более узком значении: например, совокупный товарооборот промышленно развитых стран, совокупный товарооборот развивающихся стран, совокупный товарооборот стран какого-либо континента, региона, например, стран Восточной Европы и т. п. 1.2 Теории международной торговли Проблемы международной торговли интересовали ученых и политиков еще в те времена, когда иные направления экономической теории еще не были развиты. Первой попыткой теоретического осмысления международной торговли и выработки рекомендаций а этой области явилась доктрина меркантилизма, господствовавшая в мануфактурный период, т.е. с XVI в. до середины XVIII в. когда международное разделение труда было преимущественно ограничено двусторонними и трехсторонними отношениями. Промышленность тогда еще не оторвалась от национальной почвы, и товары производились на экспорт из национального сырья. Так, Англия обрабатывала шерсть, Германия - лен, Франция - шелк в лен и т.д. Меркантилисты придерживались взглядов, согласно которым государство должно продавать на внешнем рынке как можно больше любых товаров, а покупать как можно меньше. При этом будет накапливаться золото, отождествлявшееся с богатством. Понятно, что если такую политику отказа от импорта будут проводить все страны, то покупателей не окажется и ни о какой международной торговле не будет, и речи. Глава 3. Торговая политика В условиях жесткой борьбы за особые национальные интересы не все страны в каждый данный момент выигрывают от международной торговли. Средством такой конкурентной борьбы является торговая политика. Торговая политика - это политика воздействия государства на международную торговлю через налоги, субсидии, регулирование и стимулирование внешнеэкономической деятельности. В торговой политике осуществляется постоянное взаимодействие двух противоположных тенденций: либерализации и протекционизма. Свобода торговли - политика минимального государственного вмешательства во внешнюю торговлю, которая развивается на основе свободных рыночных сил спроса и предложения. Политика либерализации (свободной торговли) имеет целью усиление конкуренции, открытие внутреннего рынка для иностранных товаров и капиталов. Она базируется на теории сравнительных преимуществ и ведет, в конечном итоге, к более эффективному размещению мировых экономических ресурсов и, следовательно, более высокому уровню благосостояния мирового сообщества. Протекционизм - политика, направленная на защиту (закрытие) внутреннего рынка от иностранных товаров и захват внешних рынков (защита от демпинга, создание благоприятных условий для развития сельского хозяйства и молодых отраслей, увеличение внутренней занятости и пр.). Протекционизм связан с установлением торговых барьеров, а либерализация с их отменой. К основным инструментам торговой политики относятся: · Таможенный тариф - акцизный налог, вводимый также с целью получения дохода. · Торговые квоты - установленные предельные объемы товаров, которые могут быть импортированы или экспортированы в определенный период. · Нетарифные барьеры: система лицензирования, установление стандартов качества, бюрократические запреты в таможенных процедурах. · Субсидирование и льготное кредитование внешней торговли. Дилемма, что лучше — протекционизм, который дает возможность развиваться национальной промышленности, или свобода торговли, которая позволяет напрямую сравнивать национальные издержки производства с международными, — предмет многовекового спора среди экономистов и политиков. В различные периоды истории внешнеторговая практика склонялась то в одну, то в другую сторону, никогда, правда, не принимая ни одну из экстремальных форм. В 50-60-е годы для международной экономики был характерен отход от протекционизма в сторону большей либерализации и свободы внешней торговли. С начала 70-х годов проявилась обратная тенденция — страны стали отгораживаться друг от друга все более изощренными тарифными и особенно нетарифными барьерами, защищая свой внутренний рынок от иностранной конкуренции. Правда, при этом современный протекционизм концентрируется в относительно узких областях. В отношениях развитых стран между собой — это области сельского хозяйства, текстиля, одежды и стали. В торговле развитых стран с развивающимися — это экспорт промышленных товаров развивающимися странами. В торговле развивающихся стран между собой — это товары традиционного экспорта. Развитие протекционистских тенденций позволяет выделить несколько форм протекционизма: · селективный протекционизм — направлен против отдельных стран или отдельных товаров; · отраслевой протекционизм — защищает определенные отрасли, прежде всего сельское хозяйство, в рамках аграрного протекционизма; · коллективный протекционизм — проводится объединениями стран в отношении стран, в них не входящих; · скрытый протекционизм — осуществляется методами внутренней экономической политики. 3.1 Инструменты торговой политики В рамках торговой политики тесно переплетаются экономические, политические, административные, организационные, правовые и иные вопросы. Международная экономика изучает преимущественно экономические предпосылки и последствия осуществления мер торговой политики, оставляя правовые, организационные вопросы на рассмотрение специализированных отраслей науки, таких как международное торговое право, международный маркетинг и пр. Инструменты государственного регулирования международной торговли по своему характеру делятся на тарифные — те, что основаны на использовании таможенного тарифа, и нетарифные - все прочие методы. Нетарифные методы регулирования подразделяются на количественные методы и методы скрытого протекционизма. Отдельные инструменты торговой политики чаще применяются при необходимости либо ограничить импорт, либо форсировать экспорт. Основная задача государства в области международной торговли - помочь экспортерам вывезти как можно больше своей продукции, сделав их товары более конкурентными на международном рынке, и ограничить импорт, сделав иностранные товары менее конкурентоспособными на внутреннем рынке. Поэтому часть методов государственного регулирования направлена на защиту внутреннего рынка от иностранной конкуренции и поэтому относится прежде всего к импорту. Другая часть методов имеет своей задачей форсирование экспорта.