Основные понятия системы

 

Константы

Для работы с постоянной и условно постоянной информацией в системе используются объекты типа «Константа». Наиболее часто используют такие константы, как «Наименование предприятия», «Ставка НДС», «ФИО главного бухгалтера» и др.

В системе может быть описано неограниченное количество кон­стант. На этапе конфигурирования задается список констант и опи­сываются их характеристики. Константы могут иметь признак пе­риодичности для отслеживания истории изменения значения кон­станты.

Справочники

Для работы с постоянной и условно-постоянной информацией с некоторым множеством значений в системе используются объекты типа «Справочник».

Обычно справочниками являются списки материалов, товаров, организаций, валют, сотрудников и др.

Механизм поддержки справочников позволяет спроектировать и поддерживать самые различные справочники. На этапе конфигури­рования можно описать, какими свойствами обладает каждый кон­кретный справочник. К настраиваемым свойствам относятся, напри­мер, длина и тип кода, количество уровней, поддержка уникальности кодов, набор реквизитов справочника.

Помимо кода и наименования, механизм работы со справочника­ми позволяет создавать набор реквизитов для хранения любой до­полнительной информации об элементе справочника. Для реквизи­тов справочника возможно указание типа «Периодический» для от­слеживания истории изменения значений реквизитов.

Для каждого справочника может быть задано несколько форм просмотра и редактирования.

Для описания соподчиненных сущностей можно использовать не многоуровневость справочника, а подчиненность справочников. В этом случае в подчиненном справочнике каждый объект относится к определенному объекту справочника-хозяина.

В конкретной конфигурации создается необходимое количество справочников, для хранения данных об объектах, используемых при автоматизации данной предметной области. Например, это могут быть справочники «Организации», «Товары», «Сотрудники» и т. д.

Перечисления

Перечисления используются в системе 1Средприятие для опи­сания постоянных наборов значений, не изменяемых для конкретной конфигурации.

На этапе конфигурирования можно описать практически неогра­ниченное количество видов перечислений. В отличие от справочни­ка, значения перечислений задаются на этапе конфигурирования, и не могут быть изменены на этапе исполнения.

Типичными примерами перечислений являются виды оплаты (наличная, безналичная, бартер), статус клиента (постоянный, разо­вый).

Одним из главных особенностей перечислений является то, что конфигурация сама использует существующие значения перечисле­ний. Например, алгоритм конфигурации может быть ориентирован на то, что каждый клиент имеет один из двух статусов — либо «по­стоянный», либо «разовый», в этом случае указание статуса клиента выполняется путем выбора одного из значений перечисления. Для справочников конфигурация обычно не использует конкретных зна­чений (например, наименования товаров или организаций).

Документы

Документы предназначены для хранения основной информации обо всех событиях, происходящих на предприятии, и, разумеется, имею­щих смысл с точки зрения экономики. При помощи документов от­ражаются и платежи с расчетного счета, и операции по кассе, и кад­ровые перемещения, и движения по складу, и прочие подобные со­бытия.

В процессе конфигурирования настраивается произвольное коли­чество видов документов. Типичными примерами видов документов являются такие документы, как «Платежное поручение», «Счет», «Приходная накладная», «Расходная накладная», «Накладная на внутреннее перемещение», «Приходный кассовый ордер» и так да­лее. Каждый вид документа предназначен для отражения своего типа событий. Это определяет его структуру и свойства, которые описы­ваются в конфигурации.

Каждый вид документа может иметь неограниченное количество реквизитов в шапке и в многострочной части. Для документа созда­ется форма ввода — экранный диалог. При настройке для документа задаются также общие характеристики: длина номера документа, ус­ловия поддержки уникальности номеров и другие. Все документы характеризуются номером, датой и временем.

Система автоматически поддерживает журналы перекрестных ссылок но документам.

Документы играют центральную роль для основных механизмов, реализуемых компонентами системы. Все документы (вне зависимо­сти от вида) образуют единую последовательность. Фактически, эта последовательность отражает последовательность событий — так, как они происходили реально. Внутри даты последовательность доку­ментов определяется их временем, при этом время документа явля­ется не столько средством отражения реального (астрономического) времени ввода документа, сколько средством, позволяющим четко упорядочить документы внутри одной даты. Данные, вводимые в документ (реквизиты документа), обычно содержат информацию о происшедшем событии: например, в накладной — информацию о том, с какого склада, каких товаров и сколько отгружено; в приказе о приеме на работу — информацию о сотруднике, оклад, другие сведе­ния. Кроме собственно записи, для документа весьма важным свой­ством является его проведение. При проведении документ может отразить зафиксированное им событие в механизмах, реализуемых компонентами. Например, если установлена компонента «Бухгалтер­ский учет», документ может записать бухгалтерскую операцию, отра­зив в виде проводок в бухгалтерском учете информацию, содержа­щуюся в документе.

Журналы документов

Журналы документов предназначены для просмотра документов. Каждый вид документа может быть отнесен к определенному жур­налу. Сам журнал документов не добавляет новых данных в систему, а служит только как средство просмотра списка документов одного или нескольких видов.

Например, может быть создан журнал «Складские документы», который будет содержать все приходные накладные и накладные на внутреннее перемещение.

Для журнала могут быть определены графы журнала, для удобст­ва просмотра реквизитов различных видов документов, отнесенных к данному журналу.

Для журнала может быть описано несколько форм его визуально­го представления.

Отчеты и обработки

Для описания отчетов и процедур произвольной обработки на этапе конфигурирования может быть создано неограниченное коли­чество форм отчетов. Каждая форма имеет свой диалог настройки, который позволяет определить набор параметров формирования от­четов. Например, для выдачи складской справки — выбрать кон­кретный склад.

Алгоритм получения отчета описывается с использованием встро­енного языка, при этом может быть задействован встроенный язык запросов. Для вывода отчетов может быть использован как тексто­вый формат, так и специализированный табличный формат отчетов.

Система также поддерживает возможность разработки внешних отчетов (обработок), хранящихся не в самой конфигурации, а в от­дельных файлах.

 

Компонента «Бухгалтерский учет»

 

Бухгалтерские счета

Бухгалтерские счета (далее «Счета») предназначены для хране­ния планов счетов бухгалтерского учета, то есть объектов синтетиче­ского учета средств предприятия. Суть данных объектов вполне со­ответствует общепринятому пониманию бухгалтерских счетов. В компоненте «Бухгалтерский учет» свойства бухгалтерских счетов могут гибко настраиваться в зависимости от принятой системы учета в конкретной стране и на конкретном типе предприятий.

Прежде всего, может поддерживаться одновременно несколько планов счетов, каждый из которых может иметь специфические свойства. Для плана счетов задается длина кода счета и количество уровней субсчетов, а также количество знаков в субсчете каждого уровня. Для счетов настраиваются дополнительные реквизиты, а также формы просмотра списка и редактирования счетов.

Бухгалтерские счета являются основой системы бухгалтерских итогов компоненты «Бухгалтерский учет». При их настройке зада­ются свойства дополнительных разрезов учета - валютного, анали­тического и количественного.

Компонента «Бухгалтерский учет» поддерживает многомерный и многоуровневый аналитический учет.

Кроме того, настраивается возможность использования раздели­теля учета. Разделитель учета позволяет вести учет независимо по нескольким организациям в одной информационной базе.

Важной особенностью бухгалтерских счетов является возмож­ность создания объектов как в конфигурации, так и в самой инфор­мационной базе. Введение конкретных счетов в конфигурацию целе­сообразно в том случае, если поведение самой конфигурации требует обязательного наличия самих счетов или конкретных свойств этих счетов.

Виды субконто

Виды субконто являются специальными объектами, поддержи­ваемыми компонентой «Бухгалтерский учет», для ведения аналити­ческого учета по счетам бухгалтерского учета. Термин субконто ис­пользуется для обозначения набора значений, используемых для ве­дения аналитического учета по счету. В качестве субконто могут вы­ступать основные средства, организации, товары и другие наборы объектов, как реально существующих, так и абстрактных. Например, субконто могут быть виды бюджетов — федеральный, территориаль­ный, местный.

Вид субконто идентифицирует совокупность объектов конкретно­го типа, которые в дальнейшем могут использоваться для ведения аналитического учета. Сам по себе вид субконто не описывает каких либо хранимых данных в системе 1Средприятие. При его настрой­ке указывается один из существующих типов данных, который будет определять набор значений субконто этого вида - обычно это спра­вочник или перечисление. Например, вид субконто «Товары» будет иметь тип «Справочникоменклатура».

Созданные виды субконто указываются для настройки аналити­ческого учета по счетам. Для каждого счета допускается использова­ние до 5 видов субконто, что позволяет вести многомерный аналити­ческий учет. Ведение многоуровневого аналитического учета реали­зуется путем использования многоуровневых справочников.

Операции и проводки

Отражение движений средств в бухгалтерском учете записывает­ся в виде операций и проводок. Операция является полным отраже­нием в бухгалтерском учете хозяйственной операции, происшедшей на предприятии.

Операция может содержать несколько проводок. Проводки не существуют отдельно от операций. Каждая проводка принадлежит одной и только одной операции. Операция, в свою очередь, всегда принадлежит документу, причем у документа может быть только одна операция. Сама операция может записываться при записи до­кумента или в момент проведения, но проводки по документу фор­мируются только при его проведении. Кроме того, для обеспечения ручного ввода операций существует специальный вид документа «Операция», который не имеет собственных данных, а используется только в качестве «носителя» операции, введенной вручную. Поря­док отражения проводок в бухгалтерском учете определяется после­довательностью документов, которым принадлежат операции.

            В конфигурации описываются различные свойства операций и проводок. И для операции, и для проводок могут быть заданы до­полнительные реквизиты. Настраиваются формы просмотра журнала операций, журнала проводок, форма ввода самой операции.

 

Компонента «Оперативный учет»

 

Регистры

Для анализа остатков и движений средств в системе 1Средприятие используются регистры.

Регистр представляет собой многомерную систему хранения ос­татков или оборотов. Каждый регистр на этапе конфигурации опи­сывается набором измерений и ресурсов.

Под измерением понимается набор значений, которые детализи­руют движения средств, и в разрезе которых хранятся остатки; под ресурсом — числовая величина, которая является количественным или суммовым значением, отражающим размер движения (остатка). Например, для складского запаса товаров может быть создан регистр «Товарный запас» с двумя измерениями — «Товар» и «Склад» и од­ним ресурсом — «Количество». В этом случае система будет поддер­живать остатки товаров в разрезе складов в количественном выра­жении.

Изменение остатков и оборотов по регистрам производится дви­жениями регистров. Движения регистров записываются документами в момент проведения и имеют четко определенное место на оси вре­мени, определяемое датой и временем документа. Каждый документ может порождать неограниченное количество движений по регист­рам любых видов. Движения, записанные документом, принадлежат ему и будут автоматически удаляться или изменяться при удалении или перепроведении документа.

Для работы в реальном времени система поддерживает точку ак­туальности итогов. Она может быть установлена принудительно, но ее могут изменять проводимые в потоке документы.

Проводимые в потоке документы получают мгновенный доступ к актуальным итогам по всем регистрам, например, для контроля складских остатков. Хотя, разумеется, существует возможность про­ведения документа задним числом, с одной стороны, и получения итогов на любой момент — с другой.

Итоги по регистрам могут быть построены с любым набором раз­резов исходя из измерений регистра. Так, в приведенном примере можно построить отчет о движении по товарам в разрезе складов или по складам в разрезе товаров.

 

Компонента «Расчет»

 

Журналы расчетов

Журнал расчетов предназначен для хранения данных сложных периодических расчетов, поддерживаемых компонентой «Расчет», и их предыстории. Основным свойством журнала расчетов является его принадлежность тому или иному справочнику системы. Такой справочник называется справочником объектов расчета. Фактически, справочник определяет вид объектов, по которым ведется расчет. Например, это может быть: журнал расчетов зарплаты, причем спи­ском объектов расчета будет выступать справочник сотрудников; журнал расчетов дивидендов, тогда списком объектов расчета будет выступать справочник акционеров; журнал расчетов амортизации — списком объектов расчета будет выступать справочник основных средств. В процессе конфигурирования настраивается неограничен­ное число журналов расчета, каждый из которых будет решать ту или иную задачу предметной области.

Непременными атрибутами каждой строки журнала расчетов яв­ляются: объект, для которого данный расчет проведен; вид расчета (см. ниже), по которому данный расчет проведен; дата начала и дата окончания действия данного расчета и результат расчета.

Для одного справочника могут быть созданы несколько журналов расчетов, каждый из которых будет содержать данные определенной предметной области. Например, в том случае, если предприятие — акционерное общество закрытого типа, справочник сотрудников мо­жет выступать списком объектов расчета для журнала расчетов зара­ботной платы и для журнала расчетов дивидендов акционеров.

Виды расчетов

Для описания алгоритмов, по которым выполняются те или иные вычисления, служит понятие виды расчетов. На этапе конфигуриро­вания можно описать неограниченное количество видов расчетов. В отличие от справочников, журналов расчета и документов, за поня­тием «вид расчета» не лежит реальных данных — это не более чем алгоритм вычисления, оперирующий данными журналов расчета, документов и справочников.

Алгоритм вида расчета описывается с помощью встроенного язы­ка. Типичными примерами видов расчетов являются «начисление по окладу», «подоходный налог», «амортизация».

Группы расчетов

Для того чтобы при тех или иных расчетах можно было опериро­вать не только результатами расчетов по конкретным видам, но и результатами по нескольким видам расчетов, объединенных по опре­деленному принципу, служит понятие групп расчетов. В системе может быть определено неограниченное число групп расчетов, при­мерами которых могут служить: «начисления, облагаемые налогом», «входящие в расчет средней зарплаты», «облагаемые исполнитель­ным листом» и другие.

Календари

Для ведения рабочего графика предприятия или сторонних орга­низаций, для учета рабочего времени сотрудников разных категорий в системе «1Средприятие» служат календари. При конфигурирова­нии можно определить неограниченное число календарей, описав правила их заполнения. Примерами календарей могут служить: ка­лендарь рабочего графика предприятия (где отмечены выходные и рабочие дни); календарь работы банка, через который осуществляют­ся взаиморасчеты; календарь работы служащих; календарь, в кото­ром проставлена продолжительность рабочих дней для рабочих.

Заметим, что объект «Календарь» компоненты «Расчет» не следу­ет путать с календарем, вызываемым в системе 1Средприятия из меню «Сервис» и при редактировании полей типа «дата». Это кален­дарь является аналогом «карманного» календаря и служит для быст­рого поиска и выбора нужной даты. В свою очередь, календарь ком­поненты «Расчет» является специальным объектом для хранения данных о структуре периода расчетов.

 

Типы данных, используемые системой

 

Многие значения, обрабатываемые системой (константы, рекви­зиты справочников, реквизиты документов, измерения регистров, реквизиты форм отчетов, реквизиты журналов расчетов, бухгалтер­ских счетов, операций, проводок и другие), описываются одним из доступных типов данных.

К базовым типам данных, поддерживаемых системой, относятся «число», «строка» и «дата». Однако, кроме базовых типов, заданные в конфигурации документы, справочники, перечисления, бухгалтер­ские счета, виды расчетов, календари также образуют тины данных. Например, после введения справочника «Склады» в системе появля­ется тип данных «Склады», что дает возможность ввести в документ реквизит такого типа. Значение такого реквизита будет являться не номером склада, а собственно ссылкой на определенный элемент справочника «Склады».

Кроме того, все справочники образуют общий тин данных — справочник неопределенного вида. Все документы также образуют тип данных — документ неопределенного вида. Все планы счетов образуют тип данных «счет неопределенного вида».

 

Сайт управляется системой uCoz